Светлана Бражникова (dainty_store_1) wrote,
Светлана Бражникова
dainty_store_1

Крещение

Двигаясь по календарю начала XX века, мы не можем - хотя бы чисто номинально - не отмечать православные праздники.


Праздник Крещения в России. Иордань на Волге. 1901 г. Франция.

И впервые в этом году - но отнюдь не в последний раз - мы обратимся к роману Ивана Сергеевича Шмелева "Лето Господне" - настоящей энциклопедии русского быта последней четверти XIX в.

«Ни свет ни заря, еще со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, – трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз березовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из теплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени и таращатся огненные маски – хитрая лисья морда и румяная харя, которую не любит Горкин. Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно, а то может и прирасти, и не отдерешь вовеки. Занавески отдернуты, чтобы отходили окна. Стекла совсем замерзли, стали молочные, снег нарос – можно соскребывать ноготком и есть. Грохаются дрова в передней, всё подваливают топить. Дворник радостно говорит-сипит: «Во прихватило-то… не дыхнешь!» Слышу – отец кричит, голос такой веселый: «Жарчей нажаривай, под тридцать градусов подкатило!» Всем весело, что такой мороз. Входит Горкин, мягко ступает в валенках, и тоже весело говорит:
– Мо-роз нонче… крещенский самый. А ты чего поднялся ни свет ни заря… озяб, что ль? Ну, иди, погрейся».


Теодор Аксентович "Праздник Иордана (Благословение воды)". 1893 год.

«Мороз, говорят, поотпускает. Я сколупываю со стекол льдинки. Все запушило инеем. Бревна сараев и амбара совсем седые. Вбитые костыли и гвозди, петли творил и скобы кажутся мне из снега. Бельевые веревки запушились, и все-то ярко – и снежная ветка на скворешне, и даже паутинка в дыре сарая – будто из снежных ниток.
Невысокое солнце светит на лесенку амбара, по которой взбегают плотники. Вытаскивают «ердань» – балясины и шатер с крестами – и валят в сани, везти на Москва-реку. Все в толстых полушубках, прыгают в валенках, шлепают рукавицами с мороза, сдирают с усов сосульки. И через стекла слышно, как хлопают гулко доски, скрипит снежком».


Обряд водосвятия на Москве-реке, нач. XX в.
http://oldmos.ru/old/photo/view/64513


В доме курят «монашками», для духа: Сочельник, а все поросенком пахнет. В передней – граненый кувшин, крещенский: пойдут за святой водой. Прошлогоднюю воду в колодец выльют, – чистая, как слеза! Лежит на салфетке свечка, повязанная ленточкой-пометкой: будет гореть у святой купели, и ее принесут домой. Свечка эта – крещенская. Горкин зовет – «отходная».


Санкт-Петербург. Раздача крещенской воды. 1874 г.

«Он умывает меня святой водой, совсем ледяной, и шепчет: «Крещенская-богоявленская, смой нечистоту, душу освяти, телеса очисти, во имя Отца и Сына и Святого Духа».
– Как снежок будь чистый, как ледок крепкий, – говорит он, утирая суровым полотенцем, – темное совлекается, в светлое облекается… – Дает мне сухой просвирки и велит запивать водицей.
Потом кутает потеплей и ведет ставить крестики во дворе, «крестить». На Великую пятницу ставят кресты «страстной» свечкой, а на Крещенье мелком – снежком. Ставим крестики на сараях, на коровнике, на конюшне, на всех дверях».


Николай Грандковский "Купание после освящения воды шестого января". 1903 год.

«После всенощной отец из кабинета кричит: «Косого ко мне!» Спрашивает – ердань готова? Готова, и ящик подшили, окунаться».


Санкт-Петербург. Водосвятие. Иордань на Неве. 1874 г.

«Впервые везут меня на ердань, смотреть. Потеплело, морозу только пятнадцать градусов. Мы с отцом едем на беговых, наши на выездных санях. С Каменного моста видно на снегу черную толпу против Тайницкой башни. Отец спрашивает – хороша ердань наша? Очень хороша. На расчищенном синеватом льду стоит на четырех столбиках, обвитых елкой, серебряная беседка под золотым крестом. Под ней – прорубленная во льду ердань. Отец сводит меня на лед и ставит на ледяную глыбу, чтобы получше видеть. Из-под кремлевской стены, розовато-седой с морозу, несут иконы, кресты, хоругви, и выходят серебряные священники, много-много. В солнышке все блестит – и ризы, и иконы, и золотые куличики архиереев – митры. Долго выходят из-под Кремля священники, светлой лентой, и голубые певчие. Валит за ними по сугробам великая черная толпа, поют молитвы, гудят из Кремля колокола. Не видно, что у ердани, только доносит пение да выкрик протодиакона. Говорят – погружают крест! Слышу знакомое: «Во Иорда-а-не… крещающуся Тебе, Господи-и…» – и вдруг грохает из пушки. Отец кричит: «Пушки, гляди, палят!» – и указывает на башню. Прыгают из зубцов черные клубы дыма, и из них молнии… и – ба-бах!.. И радостно, и страшно. Крестный ход уходит назад под стены. Стреляют долго.


Борис Кустодиев "Крещенское водосвятие". 1921 год.

Отец подводит меня к избушке, из которой идет дымок: это теплушка наша, совсем около ердани. И я вижу такое странное… бегут голые по соломке. Узнаю Горкина, с простынькой, Федю-бараночника, потом Павел Ермолаич, огородник, хромой старичок какой-то и еще незнакомые… Отец тащит меня к ердани. Горкин, худой и желтый, как мученик, ребрышки все видать, прыгает со ступеньки в прорубь, выскакивает и окунается и опять… а за ним еще, с уханьем. Антон Кудрявый подбегает с лоскутным одеялом, другие плотники тащат Горкина из воды, Антон накрывает одеялом и рысью несет в теплушку, как куколку. «Окрестился, – весело говорит отец. – Трите его суконкой, да покрепче! – кричит он в окошечко теплушки. – Идем на портомойню скорей, Косой там наш дурака валяет».

Заинтересовавшиеся интригой с участием Васьки Косого могут обратиться к главе "Крещение" в романе И. С. Шмелева "Лето Господне".
А, между тем, Святки с их гуляниями, гаданиями и колядованиями закончились, теперь до Масленицы - "малая свадебница", время свадеб до Великого поста. А у тех, кто в XXI, теперь небольшой перерыв и череда гендерных праздников, которые раньше не отмечались и в "Календаре Москвички" не значатся.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments